Нас спасут немотивированные акты красоты.
Если IQ — плохой критерий ума, то что может быть лучшим критерием? Ученые уже давно изучают особый набор мыслительных стратегий, который они называют мудростью.
Игорь Гроссманн: С годами человек может приобрести набор так называемых черт диалектического мышления, которые ученые понимают как мудрость. Мудрость несет шесть черт:
1. Способность понимать, что нам не всегда хватает информации для суждения, готовность иметь дело с неопределенностью.
2. Гибкость в предсказании будущего: готовность иметь дело с несколькими гипотезами и легко переключаться между ними.
3. Осознание изменчивости ситуаций, понимание непостоянства мира и человеческих позиций.
4. Активный поиск компромиссов.
5. Поиск разрешения конфликтов, понимание важности этой задачи.
6. Способность посмотреть с чужой точки зрения, особенно с точки зрения участников, вовлеченных в конфликт.
Первые три свойства — когнитивные, это способы работы ума. Последние три — социальные, это такие высокоразвитые навыки общения. Наша гипотеза: когнитивные компоненты мудрости мало различаются от культуры к культуре, социальные — сильнее. Например, в странах Дальнего Востока большее значение придают эмпатии. Если вы идете в ресторан с американцем, вашим старым другом, — он будет сидеть и ждать, пока вы закажете, хотя отлично знает ваш выбор. В Японии друг обязательно закажет за вас, демонстрируя тем самым эмпатию.
Вот у меня опять ощущение, что идет подмена понятий, как и с IQ. Вместо реального показателя развития человеческого мозга понимается усовершенствование качеств отдельных людей (соционически, как обычно, иррациональных интуитов, правда, в этот раз с этическим, а не логическим уклоном).
Игорь Гроссманн: С годами человек может приобрести набор так называемых черт диалектического мышления, которые ученые понимают как мудрость. Мудрость несет шесть черт:
1. Способность понимать, что нам не всегда хватает информации для суждения, готовность иметь дело с неопределенностью.
2. Гибкость в предсказании будущего: готовность иметь дело с несколькими гипотезами и легко переключаться между ними.
3. Осознание изменчивости ситуаций, понимание непостоянства мира и человеческих позиций.
4. Активный поиск компромиссов.
5. Поиск разрешения конфликтов, понимание важности этой задачи.
6. Способность посмотреть с чужой точки зрения, особенно с точки зрения участников, вовлеченных в конфликт.
Первые три свойства — когнитивные, это способы работы ума. Последние три — социальные, это такие высокоразвитые навыки общения. Наша гипотеза: когнитивные компоненты мудрости мало различаются от культуры к культуре, социальные — сильнее. Например, в странах Дальнего Востока большее значение придают эмпатии. Если вы идете в ресторан с американцем, вашим старым другом, — он будет сидеть и ждать, пока вы закажете, хотя отлично знает ваш выбор. В Японии друг обязательно закажет за вас, демонстрируя тем самым эмпатию.
Вот у меня опять ощущение, что идет подмена понятий, как и с IQ. Вместо реального показателя развития человеческого мозга понимается усовершенствование качеств отдельных людей (соционически, как обычно, иррациональных интуитов, правда, в этот раз с этическим, а не логическим уклоном).